20 января 2023 года на базе МБОУ «Волжская СОШ» состоялся практический семинар проблемно-творческой группы учителей ОРКСЭ и ОДНКНР по теме: «Творческая лаборатория учителя. Эффективность уроков курса ОРКСЭ в развитии функциональной грамотности обучающихся».
В работе семинара приняли участие учителя 10 школ района. Вниманию педагогов в практической части заседания учителем Волжской СОШ Батищевой О.В. был представлен урок по ОДНКНР в 5 классе на тему: «Принятие христианства на Руси».
Ольга Васильевна дала представление детям о крещении Руси, о святом равноапостольном князе Владимире. К обучающим задачам урока отнесла главную задачу – как князь Владимир выбирал для своего народа веру, почему предпочел всем остальным православие.
Основным этапом был этап открытия новых знаний, задачи этого этапа – формирование общего представления о том, что такое вера, какое значение религия играет в жизни человека и общества. При проведении урока учитель ориентировалась на проблемный принцип обучения.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Были задания на формирование читательской и математической грамотности учащихся. На уроке была использована технология интегрированного обучения. Задания в парах были ориентированы на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками во время группового обсуждения учащихся, овладение навыками смыслового чтения, осознанное построение речевых высказываний.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся уважительного отношения к истории своей страны, вере своих предков.
Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что учащиеся уже хорошо умеют работать в парах и самостоятельно.
Участники семинара обсудили и поделились опытом работы по вопросу «Функциональная грамотность как планируемый результат обучения при преподавании предметной области ОДНКНР».
Функциональная грамотность простыми словами – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения ОДНКНР, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных её сферах. Научное определение понятия «функциональная грамотность» – способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности школьника составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Также участники семинара рассмотрели вопрос «Инструменты оценки учебных достижений учащихся и мониторинг эффективности обучения в условиях реализации курса ОРКСЭ, ОДНКНР»
Каким образом можно оценить работу ученика на уроке ОРКСЭ и ОДНКНР?
Были предложены следующие подходы к оценке деятельности обучающихся: система «зачет-незачет»; вербальное поощрение учителем; интерес одноклассников и членов семьи к результатам деятельности обучающихся; систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов, технологии портфолио, самооценка своей деятельности, самопроверка своих действий по овладению учебным материалом; анализ достижения (или недостижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов, качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, различные формы рефлексии.
В заключение семинара Ольга Владимировна Неделько поделилась материалами об истории храма с. Лабазы. Коллегам была представлена презентация ученицы школы.
|